воскресенье, 9 декабря 2007 г.

Снова о CargoLifter

В прошлый раз я закончил на том, что собирался рассказать в чём заключалась сущность проекта CargoLifter. Выполняю обещанное.

Итак, в 1996 году барон Карл фон Габленц о котором я писал ранее, создал компанию CargoLifter AG.Незадолго до этого доктор фон Габленц провёл исследования, которые показали целесообразность использования дирижаблей для транспортировки грузов. Фирма должна была заниматься постройкой дирижаблей для этих целей. Вскоре родился проект CL-160. 160 - это грузоподъёмность - 160 тонн.

Воздушный корабль был спроектирован по полужёсткой схеме - мягкая оболочка объёмом 550000 куб. метров сочеталась в нём с жёстким дюралевым ферменым килем в её нижней части. Киль тянулся от носа до кормы и содержал в середине большой отсек. В носовой части отсека должна была размещаться остеклённая гондола экипажа, сзади - грузовая кабина. Кроме того по бокам киля размещались 4 турбовинтовых мотора CT7-8L, фирмы General Elektric на консольных опорах, снабжённые пятилопастными винтами. Эти двигатели выполняли роль маршевых. Ещё четыре мотора того же типа использовались для манёвров. Для компенсации воздействия ветра имелось ещё пять моторов два - в носовой части, два - в хвостовой и один, ориентированный строго вертикально.

Оперение оболочки дирижабля - стандартное по схеме 10-х - 30-х годов XX века. Вертикальные и горизонтальные стабилизаторы с отклоняемыми плоскостями на концах выполняющими функции рулей размещены на хвосте гигантской сигары, имеющей в длину - 260 метров и диаметр миделя - 65 метров.

Все системы воздушного корабля размещены в киле. Применены самые совершенные технологии. Оболочка изготовлена из современного материала - высокогерметичного, износостойкого, эластичного. Подъёмный газ - гелий.

Дирижабль был рассчитан на транспортирование до 160 тонн груза на расстояние до 10000 км при крейсерской скорости 90 километров в час. Погрузочно-разгрузочные мероприятия могли выполняться при скорости ветра 10 метров в секунду с порывами плюс-минус 5 метров в секунду. Это соответствовало характеристикам стандартного подъёмного крана.

Дирижабль предполагалось уравновешивать над площадкой сдачи груза. После этого он снижался за счёт тяги винтов, швартовался тросами и забирал в балластные баки воду. Груз отдавался с помощью специальной лебёдки.

Первоначально проект вызвал неподдельный интерес. Многие компании подписали контракты с CargoLifter. Открылась школа воздухоплавателей, которые обучались на специально приобретённом в Великобритании дирижабле SkyShip-600.

В 2001 году на заброшенном аэродроме в 60 километрах от Берлина был сооружён мощный ангар - настоящее техническое чудо. Его длина - 360 метров, ширина - 210, - высота - 107. При желании в этом ангаре можно было бы хранить положенную на бок Эйфелеву Башню. Однако грандиозному сооружению не суждено было принять не менее грандиозный воздушный корабль в своё чрево.

В мае 2002 года CargoLifter AG объявила о финансовых трудностях. Затраты на постройку дирижабля, которая вот-вот должна была начаться серьёзно превосходили возможности фирмы. Барон фон Габленц ещё пытался делать хорошую мину при плохой игре, но уже было ясно - конец близок. Он наступил 7 июня 2002 года - в этот день CargoLifter AG сообщила о своём банкротстве.

Далее события развивались так же стремительно, как в памятный день 6 мая 1937 года горел "Гинденбург". Ангар был продан в счёт погашения долгов за цену составляющую менее чем 20% отзатрат на его постройку. Теперь в нём размещается "Тропический рай" - павильон аквапарков. Все проекты умершей компании свёрнуты. CL-160 вспоминают только разве что с ехидной улыбкой на лицах. Сам автор идеи забыт. Хотя ещё шесть лет назад о его проекте говорили как о революции в транспортных системах, а его самого сравнивали с легендарным Цеппелином.

Пройдёт свосем немного времени. Люди всё так же будут посещать "Тропический рай". Наступит день, когда имя чудака простроившего это гигантское сооружение и его иситнное назначение навсегда сотрутся из памяти человечества.

Но мне хочется верить в другое. В то, что этот ангар когда-нибдь всё же примет гигантский дирижабль. Пусть это будет не CargoLifter, но я полагаю, что для барона Карла фон Габленца такое событие, стань он его свидетелем стало бы наилучшим утешением, за пережитый крах.

Комментариев нет: